Рекомендации родителям детей с ОВЗ

1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу, психиатру или психологу) «клеймом на всю жизнь», не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели или учителя. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.

2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.

3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.

4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что «педагог жалуется». Постарайтесь наладить контакт с педагогом, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.

5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или «плохого» характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал «нормальным», на ваш взгляд, критериям.

6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения

 

Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ

и особыми образовательными потребностями

Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы. Обогащая себя новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.

 

 07.03.2024 г.

Рекомендации родителям дошкольников «Разные дети - равные возможности»

 

Пожалуйста, помните, что:
• "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом, зрением, руками, ногами, телом, головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
• Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
• Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!
• "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их и/не прячьтесь от них!
• У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.
Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые -ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.
Правила для родителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития:
• Преодолевайте страх и отчаяние
• Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.
Общие стратегии нормализации жизни семьи:
• Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
• Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания особенного ребенка.
• Научитесь справляться со своими чувствами.
• Уважайте себя и свою семью. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
• Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.
• Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями, но не давайте им себя захлестнуть.
• Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального других членов семьи.
• Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в кино, гости (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников). Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.
• Не расслабляйтесь алкогольными напитками. Вы ребёнку нужны здоровые и счастливые.
• Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно.
• Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость.

                                                                                                                                                                                                      07.01.2024 г.

Консультация для родителей: "Дети с ОВЗ и инвалиды. В чем отличие?"

        Ребенок-инвалид — лицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.

        Ребенок с ОВЗ — лицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.

        Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, не получил группу по инвалидности согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) , он является ребенком с ОВЗ. Получается, что дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.

4.12 2023 г.

Консультация для родителей
"Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях".


      К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
- с нарушением слуха (слабослышащие);
- с нарушением зрения (слабовидящие);
- с тяжелыми нарушениями речи; 
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма);
- с задержкой психического развития;
- с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

      Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. По мнению исследователей, то каким вырастет ребенок, какие черты характера у него сформируются, на 70% зависит от родителей.     
      Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, важным и приоритетным является коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная работа, которая направлена на восстановление психофизического и социального статуса ребенка, а также способствующая его социальной адаптации.
      Для обеспечения полноценной психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ в условиях дома, родителям необходимо знать основные направления, методы и приемы взаимодействия со своим ребенком.

Рассмотрим подробнее развитие двигательной активности, координации и пространственных представлений детей с ОВЗ дома с родителями.

1.     Развитие двигательной активности, координации детей с ОВЗ.
      Для ребенка с ОВЗ (вне зависимости от его диагноза) очень важно развивать свои телесные ощущения и двигательную активность. Для этого можно воспользоваться следующими нехитрыми приемами:
* Раскачивание ребенка (в гамаке, в покрывале, на качелях и т.д.) с проговариванием стихов, потешек и песенок;
* Качание на гимнастическом мяче (лежа на спине, на животе, с упором на ноги, на руки, сидя);
*Ходьба по различным поверхностям (по камушкам, по песку, по губкам, по каштанам, гороху, массажным коврикам и т.д.);
* Лазанье, перелезание через папу, маму, эмоционально-заразительные  игры (накрывшись простыней, с прикосновениями и т.д.);
* Развитие сенсорных ощущений руки (рисование на ладошке, отпечатками ладошки, ступни; лепка из соленого теста и пластилина);
* Катание на велосипеде;
* Игры с мячом (бросание мяча вверх, от себя в стену, катание мяча друг другу, ловля мяча, удар по мячу ногой, при этом используя разную силу удара по мячу.) «Ударь как слон»«Ударь как мышонок»);
* Пальчиковые игры;
* Массаж рук до локтя и ног до колена с использованием контраста (Суджоку и резиновый колючий мячик, зубная щетка, макияжная кисть и т.д.).

06.11.2023 г.

«Что нужно знать родителям детей

с ограниченными  возможностями здоровья».

 

Уважаемые родители!

Помните, что успех коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством всех специалистов детского сада, воспитателей и вас, родителей. 
Что не может сделать один, мы делаем вместе! 
1. Проявляйте инициативу, обращайтесь за помощью к специалистам дошкольного учреждения, получите индивидуальные, семейные консультации, участвуйте в тренингах для родителей и детей. Старайтесь прислушиваться и следовать рекомендациям специалистов, занимающихся с вашим ребёнком.
Помните, вы не виноваты, что так случилось. Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как жить дальше. Помните, что все ваши страхи и «тёмные» мысли ребёнок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего ребёнка постарайтесь найти в себе силы с надеждой и оптимизмом смотреть в будущее, живя в настоящем.
    Если нужно, обращайтесь за помощью к таким же родителям, помогайте друг другу, делитесь переживаниями, поддерживайте друг друга. Преодолеть сложный период может помочь психолог или те родители, у которых ребёнок с похожими трудностями, и они успешно преодолели нелёгкий период.
Общайтесь с другими родителями, делитесь опытом, вашими успехами в обучении, воспитании, общении, перенимайте чужой опыт. Это поможет вам и детям найти друзей, спутников жизни. Тренируйте эффективные способы поведения.
 2. Читайте. Читайте как можно больше. Изучайте доступную информацию, чтобы быть «в теме», знать особенности развития вашего ребенка и пути помощи, приемы, игры, возможности. Постоянно возвращайтесь к уже прочитанному, стимулируйте себя, ведь информация забывается, мы устаём, мы привыкаем к текущему положению вещей, попросту – расслабляемся, перестаём поддерживать связь со специалистами, ежедневно играть и заниматься с ребёнком. А ведь чтобы поддержать ребёнка и помочь его развитию, занятия ежедневные и регулярные – условие необходимое.  

3. Соблюдайте ВСЕ рекомендации учителя – логопеда. Нарушения речевого развития – препятствие для развития в целом, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребёнка в выполнении артикуляционной гимнастики и других заданий учителя-логопеда.
4. Общайтесь с ребенком. Самооценка ребёнка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребёнок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищённости, позитивного мировосприятия и интереса. Для этого очень большое значение имеет общение. Интересуйтесь событиями жизни ребёнка, его мнением. Например, задайте своему ребёнку вопросы о том, что он нового узнал сегодня в саду. 
Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. 
5. Что делать НЕ НАДО. Не смотрите на ребёнка как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно его опекать. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребёнку, не делайте за него всё, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом". Ребёнок в 4-5 лет может и должен самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать свою одежду в шкаф, убирать игрушки, помогать накрывать на стол и убирать со стола, может вытереть пыль и протереть полы. Ребёнок – ваш главный помощник. Приучайте его выполнять домашние обязанности и поручения, ухаживать за собой, следить за чистотой, 
развивайте умения и навыки по самообслуживанию и т.д., поскольку это стимулирует развитие и приспособительную активность, делает ребёнка самостоятельным и менее зависимым. Предоставляйте ребёнку разумную самостоятельность в действиях и принятии доступных ему решений.
     Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь. Не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, и помните, что есть и другие члены семьи, которым вы тоже нужны. 
6. Помните о домашних занятиях. При задержке психического развития у ребёнка ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, замедлено развитие мыслительных процессов, поэтому материал, изученный в детском саду, необходимо повторять и закреплять дома, тренировать и отрабатывать использование знаний и умений в разных условиях. Для этого специалисты дают вам домашние задания на повторение изученной темы.  
Первоначально задания выполняются ребёнком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности. Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

7. Развивайте у детей специальные умения и навыки. Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребёнка. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске скрытых возможностей. Научите детей техникам концентрации внимания, переключения внимания, расслабления, регуляции эмоционального состояния, отдыха.
8. Помните о своих интересах и желаниях. Живите полноценной жизнью, получайте удовольствие от любимых занятий, хобби, участвуйте в интересных событиях, читайте интересную литературу (специальную и художественную). Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и вашим детям.
9. Отслеживайте, как идет развитие ребёнка. Вспомните школьные годы и заведите дневник наблюдений. Записывайте, что нового в поведении, эмоциональном развитии, чему ребенок научился, что узнал. Такой дневник – ваш стимул и поддержка, перечитывая записи, вы увидите, как идет развитие, сможете понять, что необходимо делать, чему научить, что повторить, а что скорректировать. Подобные записи ведут все специалисты. Станьте специалистом по своему ребёнку. Это придаст вам уверенности и спокойствия, организует вашу жизнь.
10. Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям. Занимайтесь спортом (плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах и т.д.), гуляйте, ведите активный образ жизни, следите за питанием. Научите детей заботиться о других – это стимулирует развитие.
11. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение ребенка у врачей, к которым направляют специалисты. Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому сопровождение врачом–неврологом необходимо: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребёнка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

 

15.08.2023 г.

Консультация для родителей на тему:

«Здоровье как жизненная ценность: осторожно, НЕВРОЗ!»

Опасность детских неврозов заключается не в их тяжести, а в отношении к ним родителей. Как известно, в основном родители практически не замечают первых признаков нервных расстройств и неврозов у своих детей. Другие если и обращают внимание, то считают, что это временное явление, капризы возраста, которые пройдут сами.

Формы неврозов:

Невроз страха у ребенка

Данный недуг сопровождается резким, ничем не мотивированным приступом страха. Страх темноты, некоторых животных, одиночества, некоторых сказочных персонажей, героев фильмов. Особенно часто неврозы у детей дошкольного возраста проявляются при отходе ко сну в темное время суток. Приступ (иногда с присутствием галлюцинаций) может длиться до получаса. В основном, присутствует у детей, в методе воспитания которых применялось запугивание «страшными комнатами», «злыми старухами», «бабайками» и так далее.

Невроз навязчивых состояний

Как правило, невроз навязчивых движений у детей выражается непроизвольными тиками: миганием, подергиванием плеч, сморщиванием лба и переносицы, покашливанием, притопыванием ногами. С помощью этих движений ребенок пытается снять внутреннее эмоциональное напряжение, которое его тревожит на данный момент. Двигательная разрядка помогает ему справиться с самим собой, ведь другие способы снятия напряжения ему неизвестны.

Истерический невроз

В основном, истерические неврозы у детей возникают на фоне недовольства или неудовлетворения родителями сиюминутного желания. Довольно часто картинку истерических припадков маленьких детей можно наблюдать в супермаркетах или других общественных заведениях. Малыш, недовольный действиями мамы, вдруг запрокидывается навзничь, бьется головой об пол, кричит, плачет или демонстрирует приступы удушья.

 Итак, основные проявления:

невротические тики (непроизвольное подергивание, подмигивание, покашливание, хлюпанье носом)

расстройство сна (тревожном засыпание, в беспокойных движениях, хождении и разговорах во время сна, частые ночные пробуждения, яркие, неприятные сновидения, а также ночные страхи)

расстройство аппетита (может быть из-за насильного кормления, перекармливания, неожиданного испуга во время приема пищи. Проявляется в избирательности, в категорическом отказе есть тот или иной продукт, в медленном пережёвывании кусочков и даже рвотных позывах, плаксивостью и пониженным настроением во время еды)

патологические привычки (неосознанном сосании пальцев, в манипуляциях органами, в стремлении выщипывать брови или выдергивать волосы, а также в навязчивом желании грызть ногти)

                                    Лечение:

1) Психотерапевт

2) Дома постарайтесь создать приятную и дружелюбную атмосферу: проводите больше времени с ребенком - желательно, всей семьей. И не зацикливайтесь на его проблеме, ни в коем случае не ругайте и не наказывайте за проявления! дайте маленькому человечку понять, что вы его любите, несмотря ни на что, и тогда он больше не будет испытывать неврозы!

3)Физические упражнения используются как лечение и как профилактика детских неврозов: если ваш ребенок более спокоен, то следует отдать его на спокойный вид спорта вроде плаванья, а если он склонен к истерикам и агрессии, то хорошим выходом для его эмоций станет каратэ или бокс.

                    Профилактика невроза у детей

Меры профилактики неврозов у детей сводятся к устранению причин, его вызывающих!

1) Спокойная атмосфера в семье, спокойное общение в его присутствии с другими людьми.

2) Следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся, соблюдал режим питания (сбалансированное) и сна, с обязательным чередованием умственного и физического труда, а также активного отдыха.

3) Следить за тем, чем занят ребенок, в какие игры, игрушки играет, какие книги листает, читает, какие мультфильмы и программы смотрит, какую информацию из всего этого он получает.

4) Перестать искать виноватых в окружающем мире. Факт: все проблемы ребенка, включая «детский невроз», кроются, как правило, внутри семейных отношений и ситуаций.

 

Сил Вам и огромного терпения!

08.03.2023 г.

Методические рекомендации для родителей

детей с задержкой психического развития.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, воспитателей и родителей.

  • У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома. Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы.
  • Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
  • Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
  • Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию дефектолога.
  • Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
  • Занятия должны носить занимательный характер.

 

  • При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.
  • В затруднительных случаях консультироваться у педагога.
  • Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.
  • Занятия должны быть регулярными.
  • Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  • Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
  • Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…
  • Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.
  • У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.
  • Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
  • Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.
  • Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого…
  • Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.
  • Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.
  • Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.
  • При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).
  • Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.
  • Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
  • Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
  • Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет учитель – дефектолог.
  • 13.02.2023 г.

Консультация для родителей на тему:

«Организация работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ»

Я не боюсь еще и еще раз повторить:

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь,  мировоззрение, умственное

развитие,  прочность знаний, вера в свои силы.

                                                                                                                        В.А. Сухомлинский

 Какие заболевания входят в ОВЗ

        Сейчас значительное внимание уделяется проблемам деток с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако тем, кто не работает с детьми с ОВЗ, возможно, это понятие известно только в общих чертах.                            ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Подобные ограничения подразумевают особое отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.                                                

 

 Категории детей с ОВЗ.

В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

1. Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер, нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено или невозможно.

2. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.

3. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.

4. Дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.

5. Дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).

6. Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение - органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.

7. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.

8. Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

        Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

        Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

        Статус  «ребенок  с  ОВЗ»  в  системе  образования  дает  детям  данной категории  определенные льготы:

1. Право  на  бесплатные  коррекционно-развивающие  занятия  с  логопедом,

 психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.

2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.

3. По окончании 9, 11 класса   право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания).

4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.

5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

07.01.2023 г.