«Влияние Lego – конструирования и образовательной робототехники на развитие технического творчества детей дошкольного возраста».

    Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, дошкольное образование должно достичь немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном детстве.

 Наблюдая за деятельностью наших воспитанников, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для них. Дети начинают заниматься   конструированием уже с младшей группы, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.

Включение детей младшего дошкольного возраста в систематическую конструкторскую деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). Дети приобретают навыки работы с конструктором Лего - Дупло (крупные детали): знакомятся с основными деталями конструктора, разнообразными способами скрепления кирпичиков, создают постройку по показу. На данном этапе происходит формирование первоначальных навыков конструирования, развитие мыслительной деятельности и коммуникативных навыков детей.

С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети могут выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.  Используем такие игры, как «Найди постройку», «Кто быстрее?», «Светофор», «Что изменилось?» и т.д.

 В старшей группе перед детьми уже открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки.

 Подготовительная к школе группа – завершающий этап формирования конструкторской деятельности дошкольника. Образовательные ситуации носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения технической задачи и его исправления, если это потребуется.

Мы считаем, что робототехника в современном дошкольном образовательном учреждении - это первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству. И поэтому в 2020 году была разработана программа технической направленности «Перворобот» и реализуется в рамках дополнительного образования. В кружке занимаются дети 5 – 7 лет. В образовательной деятельности используются  конструкторы LEGO Education Wedo и LEGO Education SPIKE™ Старт, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и  освоить ее, а компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей.  Дети старшего дошкольного возраста получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. В ходе деятельности кружка ребята совместно со взрослыми участвуют в разработке и реализации проектов, например, «Мой город», «Зоопарк», «Парк развлечений» и др. Наши воспитанники представляли данные проекты как на муниципальном, так и на региональном уровнях.

  На  занятиях робототехникой очень важным представляются тренировка как работы в коллективе, так и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

  Таким образом,  внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием  LEGO конструкторов помогают воспитывать будущих инженеров с детского сада, способствуют выявлению детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества и созданию условий для их дальнейшего развития.

Творите! Выдумывайте! Изобретайте!

Неуклонно расширяйте сферу своей деятельности!

 

И вы обязательно покорите новые вершины!

17.12.2022 г.

Доброе утро, уважаемые коллеги!

Представляю Вашему вниманию программу «Цифровые технологии как средство развития познавательной активности дошкольников».

 

Появление цифровых технологий производит революционные изменения в дошкольном образовании. Их использование нацелено на эффективное освоение детьми дошкольного возраста такой образовательной области, как познавательное развитие, являющейся одной из важнейших среди приоритетных образовательных областей, определенных ФГОС дошкольного образования.

     Безусловно, использование цифровых технологий не сводится к тому, чтобы обучать детей работать на компьютере. Это только средство, с помощью которого, у нас появилась возможность сделать образовательную деятельность интересной, разнообразной, насыщенной, а ребенок в ней стал непосредственным активным участником.

Эффективность применения цифровых технологий заключается в следующем:

- предъявление информации на экране в виде презентации вызывает у детей огромный интерес;

- дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать, то есть, используем наглядно-образное мышление;

- применение цифровых технологий позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

- дети знакомятся с азами мультипликации; являются создателями, с помощью взрослого мультфильмов, познавательных презентаций и видеороликов;

- осваивают основы образовательной робототехники.

Стоит отметить, также, актуальность использования данных технологий в условиях развития новой концепции – инклюзивного образования, для всестороннего развития и полноценной интеграции детей с особыми потребностями в систему общественных отношений. Ученые отмечают, что использование цифровых технологий в совместной деятельности взрослых и детей является одним из эффективных способов коррекции имеющихся проблем в психическом, личностном развитии ребенка: активизируют и восстанавливают высшие психические функции, повышают мотивацию деятельности дошкольников. К тому же они являются средством, обеспечивающим индивидуализацию воспитания и обучения воспитанников.

         Таким образом, изучив методические рекомендации ученых и методистов Татьяны Валериановны Хабаровой, Юлии Викторовны Атемаскиной, Натальи Борисовны Вершининой,  интернет ресурсы у нас возникла идея разработки и внедрения программы «Цифровые технологии как средство развития познавательной активности дошкольников».

На основе полученных знаний, определили цель своей деятельности– развитие познавательной активности дошкольников средствами цифровых технологий.

Достижению цели способствует решение следующих задач:

- создать условия для развития пространственного мышления дошкольников средствами цифровых технологий;

- познакомить дошкольников с азами мультипликации, основами робототехники, компьютером;

- формировать основы информационной культуры личности, познакомить детей с различными источниками информации и возможностями их использования в повседневной жизни.

Ожидаемые результаты по итогам реализации программы: (представлены на слайде)

Для детей:

- созданы новые места дополнительного образования детей по развитию пространственного мышления дошкольников средствами цифровых технологий;

- дошкольники знают азы мультипликации, основы робототехники, умеют работать с компьютером;

- дети знают различные источники информации и возможность их использования в повседневной жизни.

Для педагогов:   

- на 80 %повысится профессиональная компетентность педагогов по использованию цифрового направления в ДОУ.

В реализации программы участвуют 42 ребенка. Возраст детей 5 – 7 лет. 

Обучение по программе осуществляется по двум модулям:

1 модуль – это робототехника. Воспитанники 5 – 6 лет изучают простые механизмы, учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают пространственное мышление, фантазию, изучают принципы работы механизмов, а компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Дети старшего дошкольного возраста получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. В реализации данного модуля уже имеются положительные результаты – 2 место в соревнованиях на Кубок Управления образования по образовательной робототехнике для детей в 2021 году.

2 модуль осуществляется в рамках реализации проектной деятельности с детьми 6 – 7 лет на тему «Создаем мультфильм сами». Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником, скульптором или оператором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видео продукта (мультфильм, презентация или познавательный видеоролик).

В реализации программы участвуют 6 педагогов, 4 из которых обучены на курсах повышения квалификации по программе «Образовательная робототехника в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО», 2 педагога обучены по теме «Развитие пространственного мышления дошкольников как основа формирования естественно-научных, цифровых и инженерных компетенций человека будущего». Также программой предусмотрено повышение профессиональной компетенции педагогов в данном направлении на уровне дошкольного учреждения.  По мере необходимости проводятся индивидуальные консультации по обогащению и оптимизации сайтов, так как в детском саду «Золотая рыбка»28 педагогов (это 93% от общего количества педагогов) имеют персональные сайты. В октябре 2021 года для педагогов нашего дошкольного учреждениябыл проведен мастер-класс «Создание интерактивной игры для дошкольников». В декабре планируется проведение круглого стола на тему ««Цифровые технологии для дошкольника «за» и «против».

         Для реализации данной программы в нашем дошкольном учрежденииоснащен кабинет и имеется необходимое оборудование: сенсорный стол, 2 ноутбука, экран, проектор, видеокамера, фотоаппарат,лего - конструирование, робототехника, шахматы, шашки, игры Воскобовича, «Магформерс», учебно - методические комплекты «Мате+».К началу текущего учебного года приобретены штативы для фотоаппарата, светодиодная лампа, а также в сети интернет редактор видео «Видео МОНТАЖ». В целях улучшения материально – технической базы в 2022 – 2023 годах планируется приобрести: один развивающий набор «Детская универсальная STEAM ЛАБАРАТОРИЯ».

          Таким образом, мы считаем, что применение цифровых технологий в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество образовательного процесса, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность любой деятельности в дошкольном учреждении в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.

А сейчас мы предлагаем вам посмотреть занятие с применением цифровых технологий в старшей группе. И небольшой сюжет о том, как дети подготовительной группы работают над проектом «Создаем мультфильм сами».

08.01.2022 г.

Консультация для воспитателей ДОУ

«Применение цифровых технологий в дошкольном образовании».

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений. Нас не удивляет то, что планшеты и телефоны являются игрушками детей, сидящих в колясках и на коленях у родителей. С раннего возраста дети осваивают электронные устройства, знают, на какую кнопку нажать. И для взрослых это удобно: не нужно утруждать себя общением с ребенком. Дети привыкают, что электронные устройства служат игрушками. Но спектр их возможностей значительно шире. 

Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.

Воспитанники ДОУ — это будущие школьники, и их подготовка должна соотносится в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.

Таким образом, применение цифровых технологий обусловлено, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей. 

  1. Ведение документации.

В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет документацию: календарные и перспективные планы, отчеты, мониторинг выполнения программы, диагностику развития детей, готовит материал для оформления родительского уголка. Администрация образовательной организации ведет документацию и оформляет отчеты в электронной форме, отправляет их через электронную почту.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

В современном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Методические материалы в виде электронных ресурсов могут быть использованы во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Педагоги имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации с помощью Интернет-технологий (к ним можно отнести видеоконференцсвязь, вебинары, онлайн конференции, мастер классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок, тестирование). Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем.

3. Воспитательно-образовательный процесс.

Выделяют 3 вида образовательной деятельности с использованием цифровых технологий:

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

Использование мультимедийной презентации позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

2. Занятие с компьютерной поддержкой

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк.

3. Диагностическое занятие.

Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики.

4. Создание мультфильмов.

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной технологии, очень привлекательный для детей.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.

Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его. Дети же старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора), художника, актера и композитора.

Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.

5. Использование в работе с родителями.

Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит на них внимание. Родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке средствами современных средств: сайт детского сада, чаты в Viber, WhatsApp и др.

Использование мессенжеров и Интернет-сайтов ДОУ, позволяет повысить эффективность общения между педагогами и родителями. Подробная информация о жизни детского сада и его воспитанниках, возможность общаться с помощью чатов и электронной почты – все это помогает более тесно общаться педагогам и родителям, а также вовлекает родителей в жизнь дошкольного учреждения и делает их непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса. 

 Внедрение цифровых технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения:

  1. Даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
  2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
  4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.
  5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).
  6. Использование цифровых технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
  7. Цифровые технологии – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.  

Применение новых информационных технологий в практике воспитателя служат целям обогащения познавательной основы личности ребенка, что является важным условием и поддержкой развития его одаренности; является педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и методов воспитания ребенка в современных условиях.

 

Спасибо за внимание!

8.11.2021 г.